г. Пермь, ул. Голева, 9а
0
г. Пермь, ул. Голева, 9а
0
Салют в Стрижатах
Салют в Стрижатах
Экспозиция музея тылового госпиталя в г. Чусовой
(Мария Корякина. «Мамины шанежки» стр.10)
В 2015 году в Чусовом создали новую музейную экспозицию «Тыловой госпиталь», которую построили на материалах уникального фотоальбома эвакуационного госпиталя № 2569, сохранившегося в фондах Чусовского музея.
Этот альбом создан в 1946 году медиками и ранеными в благодарность шефу госпиталя — Чусовскому металлургическому заводу. Вдохновителем стал Сергей Никитович Андрейчиков, майор медицинской службы, кандидат медицинских наук, до войны ассистент психиатрической клиники Молотовского медицинского института, начальник госпиталя № 2569 с мая 1944 по май 1946 года. Во время Великой Отечественной войны возглавлял госпитали в Молотове (Пермь), Оханске, Чусовом. Сергей Никитович отмечал, что нигде не видел такой плодотворной шефской работы, как в госпитале № 2569.

С августа 1941 по 1 июля 1945 года через эвакогоспиталь прошел 10 901 человек. Почти половина из них находилась в тяжелом состоянии. Умерло из них 43 человека. Почти пятая часть пациентов госпиталя вернулась в строй, остальные были выписаны в запас или исключены с воинского учета. Работу наладили настолько хорошо, что госпиталь № 2569 был признан одним из образцовых госпиталей Молотовской области.
Находившиеся на лечении в госпитале лейтенанты И. М. Федоткин и Э. К. Булько выполнили для альбома тексты, рисунки, эмблемы, таблицы, графики. Они делали их от руки печатным шрифтом на кальке тушью. Затем светокопировальщица проектного отдела Чусовского металлургического завода М. Д. Мелентьева изготовила светокопии листов. Выздоравливающие раненые монтировали страницы в альбом, наклеивали фотографии. Обработкой материалов по разделу «Отзывы раненых», а также изготовлением текстов стихов занимался лейтенант С. И. Левин.
Альбом выполнен в нескольких экземплярах. Сегодня известна судьба 4-х из них – первый, второй и третий экземпляры с оригиналами фотографий находятся в фондах Чусовского краеведческого музея, «Литературного музея В. П. Астафьева» и архива военно-медицинских документов (филиал Центрального архива Министерства обороны РФ в г. Санкт-Петербурге). Четвёртый экземпляр со светокопиями фотографий – в фондах Центрального архива министерства обороны РФ в г. Подольске.
Место, где поместили экспозицию, богато собственной историей. Дом культуры железнодорожников построен в 1920-х годах. Во время Великой Отечественной войны здесь разместился один из пяти чусовских госпиталей — гарнизонный эвакогоспиталь № 3791.
Сегодня, входя в здание, гость попадает в интерьеры советского периода, где со стен смотрят барельефы муз искусств, облаченных в рабоче-крестьянские одежды, и где ощущение замершего времени не оставляет его.
Сама экспозиция «Тыловой госпиталь» (к слову, одного из первых музеев военного госпиталя в России) расположилась на втором этаже здания. Создатели музея использовали фотографии альбома, старинные медицинские инструменты, кровати и одеяла, принадлежащие той эпохе. Один из залов рассказывает о том, как раненые оказывались в чусовских госпиталях, второй — о героических усилиях медиков и жителей города в спасении жизней защитников Родины.
Адрес музея: Пермский край, г. Чусовой, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10
тел. (34 256) 4−23−24, факс. 4−23−24 http://chus-kraeved-muzeum.ru/
Бронекатер АК-454, установленный в честь трудовых подвигов рабочих и служащих судозавода в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов
(Олег Селянкин. «Гибель парохода» стр. 16)
Бронекатер АК-454, установленный в честь трудовых подвигов рабочих и служащих судозавода в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов — памятник истории, расположенный в городе Перми, в его правобережной части, у проходных судозавода «Кама», установленный на пьедестал 9 мая 1974 года.
В ноябре 1942 года по приказу Государственного комитета обороны судозавод перешёл от изготовления речных буксиров к выпуску бронекатеров серии АК-454 по проекту 1125 генерального конструктора Бенуа Ю Ю.
К 1948 году было выпущено 132 бронекатера. Среди моряков-десантников их называли «морскими танками».
В 1974 году по инициативе директора завода Ивана Павловича Тимофеева, катер № 181, участвовавший в боевых действиях на реках Волга, Днепр, Дунай, Амур, был доставлен на завод, отремонтирован и установлен на пьедестал 9 мая 1974 года.
31 января 1984 года решением Пермского облисполкома № 58-р памятник принят под государственную охрану, а 5 декабря 2000 года распоряжением губернатора Пермской области № 713-р он включён в государственный список памятников истории Пермской области местного (областного) значения.
Авторы памятника — известный пермский скульптор Анатолий Александрович Уральский и архитектор Мендель Иудович Футлик.
Памятник представляет собой бронекатер АК-454, ориентированный на запад, на бетонном постаменте, облицованном серым мрамором, высотой до 3 метров.
Общая длина памятника — 21,35 м, ширина — 4,2 м. На северной стороне постамента размещены 16 мраморных плит, на которых высечены имена 192 рабочих и служащих завода, погибших в Великой Отечественной войне, а в центре — металлическая табличка с надписью:
Здесь заложена 9 мая 1975 г. капсула с Обращением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда и ударников IX пятилетки к комсомольцам и молодёжи 2000-го года. Вскрыть 9 мая 2000 г.
Памятник воину-освободителю
(Николай Домовитов. «Незабудки» стр. 46)
Памятник «Воину-освободителю» открыт в 1985 году к 40-летию победы в Великой Отечественной войне. Является центральной частью обширного мемориала в память о рабочих Мотовилихинского завода, состоящего из бронзовой скульптуры воина-победителя, двух пушек и бетонной стены-памяти, на которой прикреплены таблички с именами не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны рабочих Мотовилихинского завода.
Скульптор В. М. Клыков, архитектор Ю. И. Семерджиев.
Ежегодно на площади перед мемориалом, в дни празднования 9 Мая, собираются жители города, проход митинг и концертная программа. Завершается праздник орудийными залпами из 152-миллиметровой гаубицы производства Мотовилихинских заводов.
Пушка А-19
(Николай Домовитов. «Пермская пушка» стр. 49)
А-19 стояла на вооружении Красной Армии в годы войны. И представляла собой внушительную систему артиллерии. В 1929 году Пермский завод получил заказ на изготовление опытного образца.
Спустя два года прототип был испытан на полигонах и после этого отправлен на доработку. Пушка была модернизирована на Мотовилихинских заводах.
И получила своё название 122-ти миллиметровая корпусная пушка А-19 образца 1931/1937 года. Именно эта модификация пушки и установлена на постаменте в Мотовилихе.
Пушки использовались против оборонительных укреплений, в крайних случаях против вражеских танков. Так как из-за больших габаритов пушки сложно было маскировать.
Наш экземпляр был произведён в 1943 году. В этом же году впервые выстрелила, последний раз в апреле 1945 года. Из неё было произведено около 2500 выстрелов.
Пушка хорошо сохранилась до наших времён, повреждений не видно. Но выстрелить из неё не получится — прицельный механизм с неё демонтирован.
Памятник установлен в 1979 году на постаменте с наклонным пьедесталом. Вокруг металлическая оградка и подпорная стена. До памятника можно подняться по двухмаршевой лестнице.
Мотовилихинские заводы выпустили несколько десятков тысяч боевых орудий. Что сыграло огромную роль в отечественной войне. Вечная память и спасибо от души погибшим в этой войне. Пушка А-19 один из пяти пермских памятников военной технике, которые установлены на постаменте.
Памятник Уральскому Добровольческому корпусу
(Владимир Михайлюк. «Колесом дорога» стр. 52)
Памятник Уральскому Добровольческому корпусу расположен в Перми, в сквере напротив Дома офицеров на Сибирской улице. Посвящён пермякам, соорудившим на свои сбережения корпус танка Т-34−76. Всего произведено 760 штук.
В решающий момент Великой Отечественной войны уральцы выступили с инициативой — создать добровольческий танковый корпус и на свои сбережения снарядить его. Добровольческий танковый корпус стал венцом боевых формирований Урала. В его состав вошли 3 танковые (в том числе Пермская танковая), одна мотострелковая бригады и другие воинские части. Днем рождения Пермской танковой бригады считается 23 марта 1943 г. 1 июня 1943 г. состоялись проводы танкистов.
Уральский добровольческий танковый корпус участвовал в операциях — Орловско-Курской, Проскурово-Каменец-Подольской, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Берлинской. 5 мая 1945 г. в составе своей армии корпус вышел на помощь братскому чехословацкому народу.
За героизм, проявленный в боях, корпус награжден орденами Красного Знамени, Суворова, Кутузова, а Пермско-Келецкая бригада дополнительно — орденом Богдана Хмельницкого. 25 октября 1943 г. корпусу присвоено звание Гвардейского.
Памятники воинам корпуса установлены в городах Орел, Унеча, Каменец-Подольский, Тернополь, Львов, Берлин, Прага.
По инициативе воинов-ветеранов, участвовавших в годы Великой Отечественной войны в его составе в боях (Микаилова А.Г., Сузутова В. И. и др.) на средства Пермского обл- и горисполкомов к 20-й годовщине формирования пермской танковой бригады в Перми сооружен мемориал Уральскому добровольческому танковому корпусу. Открытие мемориала происходило в торжественной обстановке 11 марта 1963 г.
В 1972 г. в композицию мемориальной площади включены 3 памятные знаки-тумбы с укрепленными на них чугунными плитами с наименованием частей и подразделений, сформированных в пермской области. В 1986 г. по проекту архитектора А. П. Загородникова произведена реконструкция монумента: увеличена высота памятника, а на стеле закреплены металлические орденские знаки и Гвардейский знак.
Мемориал расположен перед гарнизонным Домом офицеров г. Перми. Состоит из 3-х элементов: танка Т-34 на постаменте, плиты-стелы и стены с рельефом, объединенных невысоким подиумом.
Стела располагается правее центра подиума, На двух широких плоскостях расположены тексты, выполненные объемными бронзовыми буквами:
а) на северной стороне — Гвардейский знак и текст «Вечная слава героям, воинам добровольческого танкового корпуса».
б) на южной стороне — орден Красного Знамени, орден Суворова, орден Кутузова, текст «Боевой путь Уральского добровольческого танкового корпуса 1943−1945 годы: Орел, Унеча, Каменец-Подольск, Тернополь, Золочев, Львов, Перемышль, Кельце, Пиотркув, Штейнау, Кеьен, Ратибор, Берлин, Прага».
Западную часть подиума ограничивает вогнутая стена из розового ракушечника с рельефной композицией, изображающей взаимодействие воинов-танкистов и тружеников тыла.
Композиция символизирует события, связанные с созданием добровольческого корпуса.
В 1972 г. в композицию мемориальной площади включены 3 памятных знака в виде железобетонных кубов, облицованных армоцементной плиткой. На лицевых гранях кубов — чугунные плиты с наименованиями частей и подразделений, сформированных на территории Пермской области. На восточных гранях кубов — чугунные литые рельефы с воинской символикой.
Большинство установленных в различных городах Т-34 выпущены в конце войны или после войны и в боях не принимали участие. В Перми установлен настоящий фронтовой танк Т-34−76, выпускавшийся до конца 1943 года. Башня танка редкого типа 1943 года, т.н. «челябинская улучшенная» считается, что из 55 тысяч танков Т-34 военных лет таких произведено всего 760 штук. Корпус, соединённый бортами в «шип-паз», как на сталинградских танках 1941−1942 годов, имеет многочисленные «шрамы» на броне и следы грубой технологической фронтовой сварки. Орудие — 85 миллиметровая пушка ЗИС-С-53 образца 1944 года (ставились на танки типа Т-34−85). Усиленная подвеска передних катков из-за смещения нагрузки на перед. До того, как в марте 1963 года танк въехал своим ходом на постамент, он исправно служил в пермском гарнизоне. Двигатель снят после установки на пьедестале. Все отверстия в корпусе и подвижные детали заварены, на стволе выварена дата «1963 г.»
Памятник героям фронта и тыла
(Алексей Решетов. Художник стр. 90)
Памятник Героям фронта и тыла — главная композиция Перми, посвященный Великой Отечественной войне. Открытие памятника прошло в торжественной обстановке, посвященной 40-летию Победы над фашисткой Германией. Проект сложной композиции из 3 фигур и постамента реализовывал творческий коллектив скульпторов и архитекторов.
Скульптор композиции «Героям Фронта и тыла» — В. М. Клыков. Помимо него в проекте участвовали архитекторы Р. И. Серджиев, В. И. Снегирев, а также конструктор Б. С. Гурвич.
Основной замысел композиции заключается в показе единства как фронта, так и тыла, в годы Великой отечественной войны. В центре композиции — Родина-мать, которая вручает обоим своим сыновьям символы победы: для солдата символ победы 3-х метровый меч, а для рабочего, ковавшего победу в тылу — 2 метровый щит.
Все три статуи одного роста, чтобы показать равенство подвига рабочего и воина, а также близость Матери-Родины ко всем.
Памятник изготовлен из высококачественного уральского чугуна. Его высота составляет 10 метров. Монумент был открыт в 1985 году.
Памятник «Героям фронта и тыла» это не только центральная компози-ция городской эспланады, но и самый крупный памятник города. Сюда часто приезжают молодожены, а во время торжеств 9 мая здесь всегда много венков. В скульптуре «Героям фронта и тыла» нашли свое отражения все лучшие качества русских: миролюбие, стремление к созидательному труду и способность к самопо-жертвованию. Памятник — дань памяти всем, кто ковал великую Победу.

На памятнике Героям фронта и тыла находится две мемориальные таблички. Первая табличка информирует о творческом коллективе, изготовивших монумент. Вторая табличка была сделана недавно — в 2015 году, в год 70-летия Великой Победы. Она информирует о закладке обращения на день 100-летия великой Победы. Вскрытие послания произойдет в 2045 году.
«Музей каски» г. Лысьва.
(Авенир Крашенинников. «Тряпичная кукла» стр. 100)
В декабре 2009 года в рамках программы «Лысьва — месторождение культуры» победителя конкурса социально-культурных проектов «Центр культуры Пермского края», состоялось открытие моно-музея «Музей каски».
В годы Великой Отечественной войны Лысьвенский металлургический завод (завод № 700) был единственным в СССР предприятием, выпускающим стальные солдатские шлемы. Солдатская каска стала символом воина — победителя.
В экспозиции используются мультимедийные средства, сенсорный киоск, подлинные каски периода Первой и Второй Мировых войн — французские, немецкие, английские, итальянские, советские, образца 1936 года. Центром экспозиции стал стальной шлем СШ-40 — легендарная лысьвенская каска, которая стала идеальной формой защитного головного убора и спасла жизни тысячам бойцов и командиров Советской Армии.
В зале, посвященном работе лысьвенского металлургического завода, посетитель погружается в атмосферу нелёгких трудовых будней тружеников тыла. Интерьер зала визуально напоминает заводской цех, в котором представлен технологический процесс создания стального шлема от плавки броневой стали в мартеновском цехе до испытания касок отстрелом в заводском тире.
Зал Славы объединяет экспозиционное пространство Музея каски. Солдатские письма, документы, фотографии, награды завода, личные вещи тружеников тыла и участников войны воссоздают атмосферу военного времени. Завершающим аккордом звучит голос легендарного диктора СССР Ю. Левитана.
Сила эмоционального воздействия экспозиции музея делает события далеких лет реальностью. Нередко выходящие из «Музея каски» взрослые и подростки не скрывают слез. И это — важно.
Создание новой экспозиции стало событием не только для жителей Лысьвы, но всего Пермского края. «Музей каски» вошёл в перечень туристических маршрутов. История лысьвенской каски стала частью книги «Дорогой единорогаµ известного российского писателя Алексея Иванова. Песня «Лысьвенская каска» получила гран-при в городском конкурсе, посвященном 65-летию Победы.
Скорбящая мать
(Иван Лепин. «Деревню нашу обошла война…» стр. 110)
На Егошихинском воинском кладбище, на высоком холме у слияния рек Егошихи и Стикса, около северной дамбы установлен памятник «Скорбящая мать». Памятник изображает женщину в траурном одеянии, скорбно склонившую голову. Появился он 28 апреля 1975 г.
Город Пермь находился в глубоком тылу, и поэтому здесь было расположено множество госпиталей. К сожалению, медицина и в наше время не всесильна, поэтому на Егошихинском погосте возникла территория, где последний покой нашли воины умершие от ранений в эвакогоспиталях г. Перми. В начале семидесятых годов прошлого столетия было решено облегчить доступ к захоронениям, тогда была отсыпана дамба, заложен асфальт. Территория занимает несколько гектаров, но в захоронениях лежат по два, три человека и даже больше.
Когда возникла идея увековечить память умерших от ран в госпиталях г. Перми, решили у начала братского воинского захоронения поставить монумент «Скорбящей матери». После в народе он получит название просто «Скорбящая». Встал вопрос — кто воплотит идею в жизнь. Выбор пал на скульптора Ю. Ф. Екубенко. Его работами в Перми были — Дворец им. Гагарина — барельеф. Памятники погибшим в Добрянке, Березниках, Горнозаводске и много других работ. В декабре 1974 года Ю. Екубенко предложили сделать скульптуру «Скорбящая мать». Архитекторами стали Футлик Михаил (Мендель) Иудович и А. П. Загородников. Высота монумента должна была достигать 12 метров. Памятник нужно было закончить к 45-летию со Дня победы. Екубенко выделили, для работы над скульптурой, место в одном из цехов на заводе «Красный Октябрь». Он делал эту скульптуру по частям снизу вверх, работал быстро, он слепил её за четыре с половиной месяца. Это всё происходило зимой. Было очень холодно. Скульптор лепил частями. В первый раз у него произошла ошибка, потому что очень сложно вылепить такой объем, да ещё частями. Потом скульптору выделили помещение в трамвайном парке. Сначала памятник был из бетона, а затем по этому бетону скульптор уже делал выколотку из бронзы.
Последняя реконструкция скульптуры была проведена в конце 90-х годов, тогда у «Скорбящей матери» вандалы похитили часть подола. Муниципалитет за счет средств городского бюджета установил новые бронзовые листы, восстанавливал монумент сын Юрия Екубенко — Александр Екубенко.
Замысел автора памятника — скорбящая мать — это женщина России — мать, жена, дочь, сестра, потерявшая сына, мужа, отца, брата. Десятиметровая фигура матери выполнена в бронзе. Она — символ всех матерей, благословивших своих сынов на ратный подвиг. Мать застыла в неизбывной тоске по не вернувшимся с поля боя сыновьям и дочерям. Женская фигура в платке, с цветком, который словно падает из ее руки, олицетворяет и образ Родины. Позднее на аллее, соединившей воинское захоронение с Северной дамбой, были установлены пять каменных монолитов, напоминающих нам о годах войны, и блоки со склоненными знаменами. На аллее высажены деревья — символ жизни.